Основным источником электроэнергии на автомобиле является генератор. Он предназначен для питания всех потребителей электрической энергии и заряда аккумуляторной батареи. Промышленность выпускает генераторы постоянного и переменного тока со встроенными кремниевыми диодами.

генераторы и реле регуляторы
Генератор

Генераторы переменного тока удовлетворяют необходимые требования: простота конструкции, долговечность и надёжность в эксплуатации, малые габариты, большая удельная мощность, обеспечивающая заряд аккумуляторных батарей при работе двигателя на малых оборотах коленчатого вала на холостом ходу.

Генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину. Для преобразования трехфазного переменного тока, создаваемого генератором, в постоянный ток используется селеновый выпрямитель. Регулирование напряжения генераторов в зарядных пределах осуществляется при помощи реле-регуляторов. По принципу действия реле-регуляторы делятся на электромагнитные (контактно-вибрационные), полупроводниковые (транзисторные) и комбинированные (контактно-транзисторные).

Комплект, состоящий из генератора, выпрямителя и реле-регулятора, называют генераторной установкой. В генераторных установках постоянного и переменного тока с вынесенным выпрямителем применяются контактно-вибрационные реле-регуляторы. Генераторы переменного тока с встроенными выпрямителями в основном работают в комплекте с транзисторными и контактно-транзисторными реле-регуляторами. Реле-регуляторы, работающие в комплекте с генераторами постоянного тока, кроме регуляторов напряжения, имеют также реле обратного тока. Это реле предназначено для автоматического включения на заряд аккумуляторной батареи при напряжении генератора, превышающем электродвижущую силу батареи, и отключения её, если напряжение генератора становится меньше, чем батареи.

Для защиты генераторов от перегрузки большинство контактно-вибрационных реле-регуляторов имеют ограничитель тока. Транзисторный и контактно-транзисторные реле-регуляторы, кроме регулятора напряжения, для защиты транзистора от пробоя при замыканиях в цепи возбуждения генератора имеют реле защиты.

Исправный генератор должен работать без шума и стуков и обеспечивать необходимый заряд аккумуляторной батареи, поэтому при ежедневном, а также при первом и втором техническом обслуживании в первую очередь необходимо убедиться, что генератор даёт зарядный ток.

Для нормальной работы генератора необходимо, чтобы коллектор не был замасленным или загрязнённым, а щётки прилегали к нему с определённым давлением.

Состояние коллектора и щёток проверяются при снятой защитной ленте. Если установлен большой износ коллектора, генератор необходимо снять с автомобиля и направить в ремонт. При износе щёток более чем на 50% их следует заменить. Новые или плохо прилегающие к коллектору щётки надо притереть, для чего приподнять щётку и подложить между ней и коллектором полоску мелкой стеклянной шкурки зерном к притираемой щётке. Затем, опустив щётку, протягивают в обе стороны шкурку через смотровое окно до тех пор, пока щётка по всей длине приляжет не менее чем на 2/3 всей поверхности.

Давление щёток на коллектор определяют по показанию динамометра при начале движений полоски бумаги, заложенной между щёткой и коллектором. Величина давления щёточных пружин в сборе со щёткодержателем в рабочем должна быть в пределах 180-260 г. в зависимости от марки и модификации автомобиля. Если замаслен коллектор, его надо протереть тряпкой, смоченной неэтилированным бензином на неработающем генераторе, а если подгорел коллектор, его надо зачистить мелкой стеклянной шкуркой. После зачистки коллектора и притирки щёток, генератор необходимо продуть через смотровое окно сжатым воздухом, чтобы удалить образовавшуюся угольную абразивную пыль.

При техническом обслуживании необходимо проверить затяжку винтов крепления выпрямителя и плотность соединений наконечников проводов к его зажимам и особенно наконечников, соединяющих выпрямитель с "массой". В процессе работы реле-регулятор необходимо проверять и при обнаружении неисправностей устранить их. Контакты реле обратного тока должны быть всегда чистыми, без малейших следов копоти и подгорания. Копоть с контактов удаляется замшей, смоченной спиртом или неэтилированным бензином. Если же контакты подгорели, их зачищают мелкой стеклянной шкуркой, а затем снова протирают.

Нормальный зазор между разомкнутыми контактами реле обратного тока должен находиться в пределах 0,4-0,7 мм. Регулируется зазор опусканием или поднятием держателя, при этом необходимо предварительно ослабить винты, крепящие его. Зазор между якорем и сердечником реле обратного тока должен быть в пределах 1,3-1,6 мм. Регулируется он подгибанием стойки ограничителя. При износе контактов более чем на 50% их заменяют новыми.

Работа регулятора напряжения может нарушиться из-за неисправностей, а именно: искрение контактов вследствие нарушения, или ослабления креплений дополнительных угольных сопротивлений. В этом случае необходимо проверить состояние сопротивлений, повреждённые заменить новыми, исправные лучше закрепить окислившиеся зачистить стеклянной шкуркой. Необходимо помнить, что проверка действия реле-регулятора и его регулировка должны производиться квалифицированным электриком. Снимать крышку реле-регулятора и изменять регулировку его приборов водителю запрещается!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 5 =