Две взаимно укрепляющие друг друга среды. Любой двигатель со времен паровозных пользуется услугами смазывающего и восстанавливающего масла. Но есть нормы - это нормы расхода масла. Повышенный расход очень трудно определить самостоятельно. Все производители, точнее конструкторы двигателей всегда стараются улучшить этот показатель.
![двигатель внутреннего сгорания](/wp-content/images/2013/dvigatel-vnutrennego-sgoraniya-i-maslo-01.jpg)
Итак, нормы расхода масла. Самый большой расход (потери) масла приходятся на цилиндропоршневую группу, где происходит постоянная смазка двигателя - втулок, поршневых колец, и сгорание остатков масла в цилиндрах вместе с топливом. Еще большая часть этого масла сгорает на клапанах. В современных моторах расход масла составляет 0,1-0,3% от топливного расхода на километр. Пример: двигатель сжигает 5 литров топлива (бензина) на 100 км пробега, нормой для него будет израсходовать 10 граммов масла на эти же 100 км. Добавить один литр моторного масла после 10000 км пробега - это нормально. Но и 2-3 литра на те же 10000 км пробега считается нормальным для двигателей, которые уже имеют небольшой пробег. Нормы расхода масла и топлива увеличиваются с увеличением срока эксплуатации. Если расход больше указанного, вероятен износ частей двигателя. При нормальных условиях эксплуатации масло в первую очередь появляется в системе вентиляции (воздушной) двигателя, затем масло попадает в воздушный фильтр. В изношенном двигателе давление газов в картере повышенное и масло выдавливается в сапун. В двигателях с турбиной расход масла может зависеть от неисправности турбо-нагнетателя и в первую очередь причину ищут там.
Основные причины перерасхода масла
- По рейтингу причин неисправностей первой в списке стоит выработка маслосъемных колпачков клапанов системы газораспределения. Достаточно перегреть двигатель и происходит отвердевание манжет колпачков. Уплотнение ухудшается и масло с легкостью течет по стержню клапана в камеру сгорания. Сгоревшее масло сильно вредит свечам зажигания, покрывает их нагаром.
- Следующая причина по рейтингу - поршневые кольца. Обычно на поршне колец три, из них два верхних - компрессионные и под ними одно - маслосъемное. Кольца компрессионные гарантируют плотность камеры сгорания и полное сгорание топлива в цилиндре. Они смазываются маслом. С износом компрессионных колец теряется мощность двигателя. Маслосъемные кольца имеют специальную кромку для съемки масла со стенок цилиндра. С износом этой кромки излишки смазывающего цилиндр масла попадают в камеру сгорания и сжигаются с топливом.
- Поршневые кольца двигателя рассчитаны для работы в "горячих" условиях и не подвержены деформации при нормальной эксплуатации, но при перегреве двигателя упругость колец теряется и их нужно менять на новые.
- При перегреве двигателя, еще до снижения компрессии колец, могут возникнуть их колебания по радиусу поршня или многократное перемещение колец в поршневой канавке от края до края. В этот момент происходит усиленное выкачивание масла из двигателя как поршневым насосом. Это явление незатухающих, изгибающих и крутящих колебаний называется флаттером и еще изучается учеными. В этот момент двигатель сильно дымит сизым дымом.
- Еще в списке причин повышенного расхода масла стоит превышение пробега масла. Оно теряет свои качества - начинает окисляться и гореть, образуя нагар на поршнях, который очень трудно удалить. В этот момент кольца теряют свою подвижность и прилипают к поршням. Происходит сильное падение компрессии и мощности двигателя. Интересно, что уже "отработавшее свое" масло часто используют и в других областях, например, в строительстве бань. Знающие толк мастера обрабатывают срубы под бани тем самым придавая дереву дольшую долговечность. Естественно, что обработке подлежит только внешняя часть сруба - внутри дерево всегда должно быть натуральным.
Выше указаны основные причины увеличенного расхода масла. Но существует и нормальный износ мотора и его частей. При нормальном износе стенки цилиндров деформируются, на зеркале цилиндра образуются задиры и сколы, в которых остается смазывающее масло, и увеличивается расход масла и топлива. В такой ситуации расход масла всегда будет значительным.
В заключение несколько советов от профессионалов:
- О моторном масле не забывайте;
- Период замены масла соблюдайте точно;
- Рассчитывайте пробег масла правильно при применении присадок;
- Промывайте двигатель при появлении нагара;
- Используйте продукты только известных фирм, не экономьте на своем автомобиле.