Две взаимно укрепляющие друг друга среды. Любой двигатель со времен паровозных пользуется услугами смазывающего и восстанавливающего масла. Но есть нормы - это нормы расхода масла. Повышенный расход очень трудно определить самостоятельно. Все производители, точнее конструкторы двигателей всегда стараются улучшить этот показатель.

двигатель внутреннего сгорания
ДВС

Итак, нормы расхода масла. Самый большой расход (потери) масла приходятся на цилиндропоршневую группу, где происходит постоянная смазка двигателя - втулок, поршневых колец, и сгорание остатков масла в цилиндрах вместе с топливом. Еще большая часть этого масла сгорает на клапанах. В современных моторах расход масла составляет 0,1-0,3% от топливного расхода на километр. Пример: двигатель сжигает 5 литров топлива (бензина) на 100 км пробега, нормой для него будет израсходовать 10 граммов масла на эти же 100 км. Добавить один литр моторного масла после 10000 км пробега - это нормально. Но и 2-3 литра на те же 10000 км пробега считается нормальным для двигателей, которые уже имеют небольшой пробег. Нормы расхода масла и топлива увеличиваются с увеличением срока эксплуатации. Если расход больше указанного, вероятен износ частей двигателя. При нормальных условиях эксплуатации масло в первую очередь появляется в системе вентиляции (воздушной) двигателя, затем масло попадает в воздушный фильтр. В изношенном двигателе давление газов в картере повышенное и масло выдавливается в сапун. В двигателях с турбиной расход масла может зависеть от неисправности турбо-нагнетателя и в первую очередь причину ищут там.

Основные причины перерасхода масла

  1. По рейтингу причин неисправностей первой в списке стоит выработка маслосъемных колпачков клапанов системы газораспределения. Достаточно перегреть двигатель и происходит отвердевание манжет колпачков. Уплотнение ухудшается и масло с легкостью течет по стержню клапана в камеру сгорания. Сгоревшее масло сильно вредит свечам зажигания, покрывает их нагаром.
  2. Следующая причина по рейтингу - поршневые кольца. Обычно на поршне колец три, из них два верхних - компрессионные и под ними одно - маслосъемное. Кольца компрессионные гарантируют плотность камеры сгорания и полное сгорание топлива в цилиндре. Они смазываются маслом. С износом компрессионных колец теряется мощность двигателя. Маслосъемные кольца имеют специальную кромку для съемки масла со стенок цилиндра. С износом этой кромки излишки смазывающего цилиндр масла попадают в камеру сгорания и сжигаются с топливом.
  3. Поршневые кольца двигателя рассчитаны для работы в "горячих" условиях и не подвержены деформации при нормальной эксплуатации, но при перегреве двигателя упругость колец теряется и их нужно менять на новые.
  4. При перегреве двигателя, еще до снижения компрессии колец, могут возникнуть их колебания по радиусу поршня или многократное перемещение колец в поршневой канавке от края до края. В этот момент происходит усиленное выкачивание масла из двигателя как поршневым насосом. Это явление незатухающих, изгибающих и крутящих колебаний называется флаттером и еще изучается учеными. В этот момент двигатель сильно дымит сизым дымом.
  5. Еще в списке причин повышенного расхода масла стоит превышение пробега масла. Оно теряет свои качества - начинает окисляться и гореть, образуя нагар на поршнях, который очень трудно удалить. В этот момент кольца теряют свою подвижность и прилипают к поршням. Происходит сильное падение компрессии и мощности двигателя. Интересно, что уже "отработавшее свое" масло часто используют и в других областях, например, в строительстве бань. Знающие толк мастера обрабатывают срубы под бани тем самым придавая дереву дольшую долговечность. Естественно, что обработке подлежит только внешняя часть сруба - внутри дерево всегда должно быть натуральным.

Выше указаны основные причины увеличенного расхода масла. Но существует и нормальный износ мотора и его частей. При нормальном износе стенки цилиндров деформируются, на зеркале цилиндра образуются задиры и сколы, в которых остается смазывающее масло, и увеличивается расход масла и топлива. В такой ситуации расход масла всегда будет значительным.

В заключение несколько советов от профессионалов:

  1. О моторном масле не забывайте;
  2. Период замены масла соблюдайте точно;
  3. Рассчитывайте пробег масла правильно при применении присадок;
  4. Промывайте двигатель при появлении нагара;
  5. Используйте продукты только известных фирм, не экономьте на своем автомобиле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + 3 =